?

Log in

No account? Create an account

Вера Холодная. К 120-летию со дня рождения

«Королева экрана» Вера Холодная оставила заметный след в истории русского немого кино, Одессы. С нашим городом связаны не только загадочные, но и трагические страницы последних месяцев её короткой жизни.

Здесь она снималась в нескольких фильмах, здесь выступала с благотворительными концертами, здесь заболела и  умерла, и навсегда осталась в одесской земле и памяти одесситов.

Родилась будущая звезда немого кино 5 августа 1893-го года в Полтаве, в семье учителя словесности одной из городских гимназий. Её отец Василий Андреевич Левченко — выпускник филологического факультета Московского университета, мать Екатерина Сергеевна, урожденная Слепцова, закончила в Москве престижный Александро-Мариинский институт благородных девиц. Когда девочке было два года, семья по настоянию овдовевшей матери Екатерины Сергеевны, переехала в Москву.

Детство Веры прошло в центре, в районе Кисловских переулков. Девочка рано научилась читать, как и родные хорошо пела, с удовольствием участвовала в постановке  модных тогда «живых картин». С десяти лет училась в престижной Частной женской классической гимназии  З.Д.Перепелкиной, где большое внимание уделялось эстетическому воспитанию детей. Впервые побывав с классом в Большом театре, увлеклась балетом. Внешняя красота девочки позволила поступить  в балетное училище Большого театра, где скоро стала «подающей надежды ученицей». Но по настоянию бабушки вернулась в гимназию. В 12 лет девочка лишилась отца. В 15 лет, увидев игру своей великой тезки В.Ф.Комиссаржевской,  Вера буквально заразилась театром. На главных ролях участвовала в гимназических спектаклях.

В 1910-м году на выпускном балу познакомилась и влюбилась в молодого юриста «высокого красавца» Владимира Григорьевича Холодного. Заядлый автомобилист, один из первых российских автогонщиков,  издатель спортивной газеты «Ауто», он заинтересовал гонками и Веру. В 1912-м году в  молодой семье родилась дочь Евгения, а через год удочерили девочку Нонну. В связи с этим Вера сменила увлечение, она посещает артистический клуб, называемый «русским Монмартром», а ещё увлеклась  кинематографом. Именно тогда родилось желание быть похожей на своего кумира  популярную датскую актрису кино Асту Нильсон, с фильмами которой она  познакомилась.

Это желание сниматься привело её летом 1914-го года на московскую кинофабрику «В.Г.Талдыкин и К». Сказалась и ограниченность в средствах, т.к. с началом Первой мировой войны Владимир Холодный был призван в армию. Но дальше проб дело не пошло. После двух эпизодов в фильме режиссёра В.Гардина «Анна Каренина», в 1915-м году Вера снялась в главной роли Елены в мистической любовной драме «Песнь торжествующей любви» по повести И.С.Тургенева и тут же получила очередную роль в фильме «Пламя неба», который принёс ей известность. Так благодаря режиссеру А.Бауэру она стала одной из самых популярных актрис русского немого кино, общепризнанной звездой. Именно он не только раскрыл её красоту, но и научил молодую актрису использовать её для передачи эмоций героинь, так увлекавших зрителей. Портреты Веры Холодной в роскошных нарядах печатают модные журналы, огромными тиражами издаются открытки, что позволило ей стать общепризнанной законодательницей мод.

В августе 1915-го года, прервав все съёмки, Вера едет к раненному под Варшавой мужу  поручику Холодному и буквально «вытаскивает» его с того света. В Москву супруги вернулись вместе, так как Владимир получил отпуск по ранению. Но, даже не оправившись от болезни, в октябре отправляется на фронт. За храбрость он был представлен к ордену св. Георгия IV степени. Вера же безостановочно снимается, с головой уйдя в работу. За год съемок в фирме пионера русского кинематографа А.А. Ханжонкова она сыграла в тринадцати фильмах. Среди них: «Миражи», «В мире должна царить красота», «Огненный дьявол», «Жизнь за жизнь». После этого, одного из самых  её популярных фильмов, Веру стали называть «королевой экрана». На авторство этого титула претендует А.Вертинский, появившийся в её доме в конце осени 1915-го года с письмом от мужа. Он посвятил Вере несколько своих песен. Критика признает, что «Г-жа Холодная делает замечательные успехи».

За четыре года активной кинематографической жизни она снималась у известных режиссёров Е.Бауэра, В.Гардина, П.Чардынина, В.Висковского, Ч.Сабинского в фильмах, число которых колеблется от 50 до 80, став «королевой экрана», и славой уже никто с ней помериться не мог. Особенно плодотворными были 1917 — 1918 — годы расцвета её таланта в сотрудничестве с П.Чардыниным. В начале 1917-го года вышел на экраны один из лучших её фильмов «У камина» по мотивам популярного тогда романса. Страну потрясли две революции 1917-го года, а на киноэкранах по-прежнему бушуют страсти высшего света. Вера  вместе со звездами кинематографа тех лет снялась в фильме П.Чардынина «Молчи, грусть, молчи…», имевшем небывалый успех. Весной 1918-го года в составе киноэкспедиции Вера в Одессе, участвует в натурных съёмках фильмов «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза» на фирме «Мирограф»,  гастролирует в Крыму, побывала в Баку, 3 ноября приняла участие в первом балу в Потёмкинском дворце в честь открытия Екатеринославского университета.

Её совершенно не интересовали планы известных русских кинопроизводителей, мечтающих о слиянии с зарубежными фирмами. В интервью московской «Киногазете», Вера Холодная заявила: «Нам предлагают громадные деньги заграничные фирмы — значит нас там ценят высоко. Но теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю». Вернувшись в охваченную хаосом гражданской войны, оккупированную французскими войсками Одессу, она жила в гостинице «Бристоль» с матерью, сестрой и старшей дочерью. В середине января 1919-го года «в лучших театрах города», — писали газеты, показывали новый фильм «Тернистый путь славы» с главным персонажем —  «королевой экрана Верой Северной», роль которой исполнила Вера Холодная. Многочисленные почитатели таланта Веры буквально ходили за ней толпами.

В середине зимы заболела дочь, и семья переехала на частную квартиру в дом Папудовых на Преображенской рядом с собором. Потом Вера вернулась в гостиницу. Жить пришлось в неотапливаемом номере при минусовой температуре. 8 февраля она выступала в одном из многочисленных концертов на этот раз «в пользу профсоюза театральных художников» города. Зрители сидели в шубах, а артисты выходили на сцену в открытых платьях. После концерта она слегла. Свирепствовавшая тогда «испанка» осложнилась у неё воспалением лёгких. Лечили актрису лучшие одесские  врачи, в том числе профессор Новороссийского университета Л.И.Усков. Многочисленные поклонники её таланта сопереживали, круглые сутки находясь под окнами дома. Но спасти её не удалось, «испанка» унесла жизни миллионов людей. «Вечером 16 февраля  совершенно неожиданно для многочисленных почитателей скончалась звезда русского кинематографического искусства Вера Холодная», — на следующий день сообщили Одесские новости. Её траурный портрет, размером 2х1 метр, где артистка изображена во весь рост в голубом платье с кораллом на голове – так, как она играла в кинофильме «У камина», — был вывешен на левой стороне у входа в Пассаж на Дерибасовской.

Внезапная смерть Веры Холодной  обросла слухами, вызвала массу кривотолков, и не только в Одессе. Говорили о её связях с ЧК, называя «красной королевой», с  белогвардейцами, о её («прекрасной совратительнице») любовных связях  с французским полковником А. Фрейденбергом. Говорили, что её отравили, что она погибла в автокатастрофе, что ей отрезали голову, что она была шпионкой… Бытуют они и в наше время.

В день похорон 19 февраля площадь у Спасо-Преображенского собора и все прилегающие улицы с раннего утра были заполнены многочисленными поклонниками её таланта. Таких грандиозных похорон Одесса не знала. Остановился городской транспорт. Деревянный гроб с цинковым покрытием  с забальзамированным  телом покойной вынесли из дома Папудовых, где жила семья. Отпевали её в соборе при участии большого сводного хора многих православных церквей города. Оттуда траурная процессия, возглавляемая настоятелем собора Василием Флоровским и высшим духовенством города, направилось на старое кладбище. Гроб на руках несли артисты театров и кино, отдавая дань уважения и памяти великой артистке. Следом ехал богато украшенный катафалк, запряжённый попарно четвёркой серых лошадей, покрытых специальными черными сетками с тяжёлыми кистями. В  траурную процессию входили 200 артистов, одетых в специально сшитую форму (черный фрак с белым воротником и обшлагами на рукавах, белыми лампасами, и белые конфедератки). Каждый из них нёс в руках квадратный церковный фонарь с зажженной внутри свечой. В похоронной процессии было до тысячи венков, а на гробовом венке – лента с надписью: «Бессмертному таланту, Вере Холодной от артистов кино и театров». На кладбище состоялся траурный митинг, на котором выступили друзья Веры и товарищи по работе. Артист эстрады Юлий Убейко причитал свое стихотворение:

«Рок беспощадный тебя, благородную,

Зло и коварно настиг, как бандит,

И верную веру, Веру Холодную,

Никто нашей Родине не возвратит…

Немая богиня, могучая дева,

С живущими нами тебя уже нет».

И закончил пророческими словами:

«Но верь мне, о Вера, тебя, королеву,

Экран не забудет за тысячу лет».

Гроб с забальзамированным телом Веры Холодной поставили в склеп, где покоилась умершая ранее артистка русского театра М. Стосина, жена бывшего руководителя трупы В. М.Вронского. Похороны Веры Холодной заснял П.Чардынин. Хронику вскоре  демонстрировали на экранах Одессы, в других городах, за границей. Посмотреть её можно и в наши дни.

К сожалению, не сохранилось не только место её захоронения, но и само кладбище. На его месте с 1930-х годов действовал парк Ильича (ныне Преображенский). И именно поэтому, в начале 1970-х годов в стремлении увековечить имя Веры Холодной, у изголовья  могилы её друга и соратника П.Чардынина, похороненного на 2 городском кладбище, по инициативе М.Водяного, был установлен кенотаф — памятный знак великой киноактрисе.

Память о Вере Холодной перешагнула десятилетия, она жива и в наши дни. О ней напоминают  пять сохранившихся фильмов с её участием, кинохроника её похорон. Воспел её А.Вертинский. Особой популярностью пользуется его песня со словами: «Ваши пальцы пахнут ладаном…». Он приписал себе появление титула актрисы «Королева экрана». Её имя в числе «100 великих женщин». Ей посвящены многие статьи, известны книги нескольких авторов. Идея интерпретации судьбы Веры Холодной положена  в основу фильма Н.Михалкова «Раба любви». Ей посвящены несколько документальных фильмов, а с марта 2013-го года идут съемки сериала «Холодная».

С особым вниманием к памяти Веры Холодной относятся в Одессе. Она в числе «знаменитых одесситов», в числе тех, кто «оставил след в истории Одессы». В историко-краеведческом и музее кино ей посвящены специальные экспозиции.  В центре Одессы есть площадь, носящая её имя, а на месте дома, где она умерла,  рядом с Преображенским собором, где её отпевали, ей установлен памятник. На одесской киностудии активно действует киношкола её имени, а на здании павильона, где она снималась, в 2010-м году установлена мемориальная доска. Программа  реконструкции и развития парка «Преображенский» на 2014 — 2016 годы предполагает увековечение там имен выдающихся деятелей города и страны. Не последнее место среди них занимает «знаменитая звезда киноэкрана Вера Холодная». Неслучайно, когда заходит речь о Старом одесском кладбище и захороненных там  известных людях,  её всегда вспоминают в числе первых.

Виктор Головань   

Comments

Февраль 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com