?

Log in

No account? Create an account

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ

158 лет назад  ранним утром 26 мая (7 июня по новому стилю)  1857 года в день Святой Троицы на 57 году  скончался член Священного Синода, архиепископ Херсонский и Таврический высокопреосвященный Иннокентий. 10 июня после Божественной литургии и торжественного чина отпевания в присутствии тысяч прихожан он был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.


Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15(28) декабря 1800 года в древнем русском городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Рано лишившись отца, образование и воспитание  с десяти лет получил в Воронежском епархиальном училище, затем  Орловской  духовной семинарии. Как один из ее лучших учеников в 1819 году продолжил учебу  в недавно открытой Киевской Духовной Академии. Еще студентом Академии, обладая «высоким, светлым, проницательным умом, живейшей обширнейшей памятью, тонким и правильным вкусом, даром творчества и слова», был назван «восходящим светилом русской богословской науки, русским Златоустом». Ученую деятельность начал в Санкт-Петербурге магистром богословия в августе  1823 года в Духовной семинарии и Александро-Невском духовном училище, вскоре заняв пост ректора. Там он  оставил о себе неизгладимое впечатление, прославившись как отличный духовный проповедник. 10 декабря 1823 года принял монашеский постриг с именем Иннокентия. Через год переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академии. В 1826году возведен в звание экстраординарного профессора и сан архимандрита. В  сентябре 1829 года за ряд богословских сочинений удостоен степени доктора богословия, получил докторский наперсный крест и награжден орденом св.Анны 2ст.  В 30 лет,  27 августа 1830 года архимандрит Иннокентий  стал ректором и профессором богословия  Киевской  духовной академии и одновременно настоятелем Киево-Братского монастыря. Как  талантливый руководитель за 10 лет обеспечил заметный  подъем академии, осуществив ряд преобразований,  улучши материальное и бытовое положение воспитанников.  Особо значимыми были отмена преподавания на латинском языке и введение новых предметов обучения. За эти годы написал десятки научных работ, опубликовал 5 сборников проповедей, основал в Киеве еженедельник «Воскресные чтения». 3 октября 1836 года архимандрит Иннокентий,  оставаясь ректором, стал епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии с управлением Киево-Михайловским монастырем. В марте 1840 года поучил самостоятельную епископскую кафедру в Вологде. Прослужив там менее года, успел кроме пастырских обязанностей, заняться исследованием и сбором  древних вологодских рукописей. А в декабре 1840 года преосвященный Иннокентий переведен в Харьковскую епархию,  которой управлял 7 лет. В те годы было издано  отдельными книгами целый ряд его духовных бесед. 15 апреля 1845 года «за отличное управление Харьковской епархией» возведен в сан архиепископа.      Особый период деятельности архиепископа Иннокентия  связан с назначением 24 февраля 1848 года на Херсонскую и Таврическую епархию с кафедральным городом Одесса. В немалой степени он определяется событиями Крымской войны. Архиепископ был ближайшим советником Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора М.С.Воронцова в делах духовного управления краем. Высокопреосвященный стоял у его одра, провожал в последний путь. При нем произошли  коренные преобразования в жизни молодой епархии, объединившей все Новороссийские земли. Большой опыт и авторитет владыки позволили сосредоточить усилия на устройство «Крымского Афона», связанного с воссозданием древних христианских святынь: в Херсонесе, где князь Владимир принял крещение; открытии Успенского, Инкерманского монастырей, в Бахчисарае. Владыка мечтал о  «короне русского Афона»  - монастыре на горе Чатырдаг. Напоминанием об этом месте служил ему небольшой холм (более 4 метров) на его даче в Одессе, где он часто подолгу сидел «погруженный в глубокие думы». В Одессе  владыка учредил два новых торжественных Крестных хода –  один из них ставший традицией в день Города. Этот крестный ход, учрежденный в 1849 году,   и сегодня неразрывно связывает Одессу с ее поистине чудесным прошлым. Заупокойную литургию в соборе в первый день празднования Дня города 21 августа, всегда совершал сам митрополит в сослужении  всего городского духовенства в присутствии местных властей. Второй Крестный ход связан с прославлением чудотворного Касперовского образа Пресвятой Богородицы, ставшего Небесным Покровителем Одессы. Владыка  упорно занимался благоустройством духовной семинарии. Его усилиями была собраны и помещены в особую часовню копии всех российских чудотворных икон. Жители города с благоговением слушали и внимали его проповедям. Свой досуг владыка с удовольствием отдавал научным занятиям.   В круг его интересов входило не только богословие и церковная история, но и светские науки. Известны два его обширных трактата по философии, ему принадлежит почин в изучении древностей Крыма, в том числе раскопках Херсонеса. Он собрал обширную коллекцию местных минералов.  Его интересовали классические и христианские древности Греции и Афона; памятники древнерусской и славянской литературы; современные события на Востоке и политика западных держав. Современники отметили, что «вообще не было отрасли знаний,  с которою бы архиепископ Иннокентий  не был знаком, или которой бы, по крайней мере, не интересовался». Он был близко знаком со многими видными деятелями эпохи - политиками, церковными иерархами, представителями науки и культуры. Владыка вел  обширную переписку  со многими специалистами по вопросам астрономии, космографии, литературы, нумизматики, видными общественными, государственными и церковными деятелями. Ныне она хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и является убедительным свидетельством  значительного влияния его личности на различные сферы научной,  церковной, государственной и  общественной  жизни.  На Херсонской кафедре архиепископ Иннокентий выступал как видный политический деятель. Русские архимандриты, состоящие при русских духовных миссиях в разных странах, были его товарищами,  учениками или друзьями. Именно они подробно знакомили коллегу с положением церковных дел и политическим настроениями на  православном Востоке, влияли на положение там славян.  Усилиями владыки  в Константинополе была построена особая церковь для болгар. В Одессе им было основано «Болгарское настоятельство», занимавшееся попечительством эмигрантов из Турции, давая им средства существования, обеспечивая обучение и воспитание сотен болгарских юношей до освобождения Болгарии. По его рекомендации Н.Палаузов написал  для Генштаба записку, показав «русским генералам, что такое Болгария и болгары,  за которых они хотят сражаться». Во время боевых действий  на Дунае в 1853  году против турок, Н.Палаузов. был прикомандирован к главнокомандующему князю М.Д.Горчакову «для сношения с болгарами». Главным же делом всей  жизни владыки, истинным призванием было проповедничество. Он в совершенстве владел искусством человеческого слова, «Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя учёность, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид», - вот черты, которыми характеризовали современники прославленного святителя Иннокентия. Его изданные проповеди широко распространялись  не только в России. Они были переведены на немецкий, французский, польский, сербский, армянский, греческий языки. Особое место в жизни и деятельности архиепископа Иннокентия занимает Крымская война.  Немаловажную роль в этом сыграло то обстоятельство, что важнейший театр  ее военных действий развернулся на территории его епархии. Его неутомимая многосторонняя патриотическая деятельность тех лет - убедительное свидетельство активного участия в общем деле борьбы с врагом Отечества и Православия. Не случайна, поэтому  любовь и уважение к нему  не только паствы, но и армии и всего российского общества. Когда 20 октября 1853 был объявлен Высочайший манифест «О войне с Оттоманскою Портою», архиепископ Иннокентий  в проповеди в Спасо-Преображенском соборе разъяснил пастве ее причины, раскрыл религиозный смысл и призвал к молитве о даровании Богом «православному воинству духа крепости» и скорейшем наступлении мира. О личном мужестве владыки и его благотворном  вдохновляющем влиянии на испуганных  одесситов, служат  незабываемые события Великой субботы 10 апреля 1854 года, когда  город подвергся продолжительной бомбардировке кораблей объединенной англо-французской эскадры. В памяти одесситов владыка остался как молитвенный защитник нашего города. Во время проповеди в соборе, как свидетельствует очевидец,  «Преосвященный выходит из царских врат со светильниками и благословляет всех. Лицо этого великого витии представляло в тот момент поистине апостольский вид: никакого смущения или возбуждения, одна лишь скорбь просвечивалась в нем. В утешение присутствующих он сказал слово по поводу тогдашних обстоятельств; а затем служение продолжалось так, как бы ничего особенного и не произошло». Архиепископ Иннокентий призвал молящихся «не унывать,  не смущаться безотрадно… Господь с нами, он защитит нас от всякого зла» и выразил уверенность в благоприятном исходе событий. «За Великою Субботою всегда следует светлый день Воскресения». В письме обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А.Протасову 11 апреля, он отметил, что «непрерывающееся от грома орудий служение в храмах содействует к ободрению и утешению народа, и  оно будет производимо и впредь». 15 апреля во время литургии в Архангело-Михайловском монастыре, архиепископ Иннокентий отметил стойкость Одессы и её роль в отражении врагов. Она «показала, как можно и с малыми средствами стоять, и устоять против всех сил вражьих». И предрёк: «Отныне город наш займёт место в числе достоуважаемых городов земли отечественной… Одесса будет иметь навсегда свой славный год 1854-й». После литургии состоялся парад войск. 9 мая Одесса получила «Всемилостивейшую грамоту за сохранение спокойствия, порядка и благочиния во время бомбардирования ее флотом неприятельским». А 25 июня архиепископу Иннокентию «в ознаменование особенного монаршего благоволения к столь доблестному служению»  пожалован алмазный крест для ношения на клобуке. Во время проводов войск, проходящих через Одессу для участия в боевых действиях в Крыму, архиепископ Иннокентий произнес десятки напутственных речей на Соборной площади, благословляя их. Он не уставал разъяснять смысл происходящих событий, воодушевляя воинов  на подвиги во имя Отечества. В Свято-Преображенском соборе хранится одна из  главных его святынь - напрестольный медный крест, сделанный  по предложению архиепископа Иннокентия из медных грошей, которые нижние чины, уходившие на защиту Севастополя,  подавали на свечи во время совершения для них  молебна. В течение шестидневного пребывания неприятельского флота на одесском рейде в сентябре 1855 года, владыка ежедневно совершал молебны в соборе, убеждая одесситов не поддаваться панике, обращаясь  со словами утешения и духовной поддержки. Опасаясь новой бомбардировки, он организовал эвакуацию   наиболее ценных церковных вещей и архива,  По представлению архиепископа  десять «духовных лиц Херсонской епархии»  в  1855 году  за активную пастырскую деятельность были награждены Наперсными Крестами «от Священного Синода выдаваемыми». А благочинный Одесского Преображенского кафедрального собора протоиерей Михаил Жуковский - Наперсным Крестом, украшенным драгоценными камнями «из кабинета Его Императорского Величества». С начала военных действий в Крыму в сентябре 1854 года, владыка Иннокентий, получив монаршее благоволение, находился  в той части епархии, которой угрожала наибольшая опасность. Император Николай I посчитал, что его пребывание «на театре войны будет иметь самое полезное влияние и на жителей, и на войска». Посещая поля сражений, госпитали, совершая молебны, он укреплял дух защитников Отечества. В Севастополе, где были сосредоточены русские войска  под командованием князя А.С.Меншикова после битвы на реке  Альма, ему побывать не удалось. Посетив Перекоп, Симферополь  Бахчисарай, Феодосию и Геническ, он в проповедях успокаивал местных жителей, напуганных нашествием неприятеля. С духовенством он говорил о спасении церковных ценностей и необходимости оставаться на своих местах, вместе со своими прихожанами. Особой заботой архиепископа были развернутые повсеместно, в том числе и в церковных обителях,   госпитали и лазареты для раненых и больных  воинов. По его предписанию за счет монастырей их обеспечивали «духовной и вещественной помощью». Священнослужители направлялись туда, «где находятся раненые воины, как в лазареты, так и на самое поле брани». Среди них был и  отличившийся при обороне Севастополя иеромонах Иоаникий, награжденный орденом св. Георгия 4ст. 10 декабря 1854 года «за заботливость о раненых воинах, проливших кровь за веру, царя и Отечество в Крыму» архиепископу Иннокентию была объявлена признательность Святейшего Синода. В июне-июле 1855 архиепископ Иннокентий второй раз в Крыму, посетил осажденный Севастополь. По свидетельству очевидцев  «внимательно осмотрел с горы линию фронта, подробно расспросил о каждом бастионе». На катере направился к Графской пристани для встречи на Николаевской батарее с начальником Севастопольского гарнизона генералом Д.Е.Остен-Сакеном, попав при этом под обстрел неприятеля. Потом съездил  на Инкерманские высоты к главнокомандующему князю М.Д.Горчакову. Совершил две литургии: в  походной церкви на Северном укреплении и в Николаевском соборе. При этом призвал «стоять за сие место, как за святыню», отметив, что с защитниками Севастополя «вся земля Русская». В подтверждение этого вручил военачальникам несколько икон, присланных из разных мест для благословения доблестных воинов.  В Севастополе владыка обошел несколько  госпиталей. С пастырскими наставлениями обращался к работавшим там приходским и военным священнослужителям, ухаживающим за ранеными сестрам Крестовоздвиженской общины,  проявляя о них постоянную заботу, отметив «особую высоту их призвания». «За особенное пастырское участие в благоустроении Крестовоздвиженской общины сестер милосердия» получил благодарность от основательницы общины великой княгини Елены Павловны.  По оценке митрополита Московского Филарета владыка Иннокентий заслужил особое право жить и праздновать в мире. Если «мы страдали слышанием брани, а Вы входили в самую брань и среди нее подвизались Вашим священным служением и словом». «За просвещенное пастырское служение, ознаменованное отличными произведениями дара слова к наставлению душ мирным христианским добродетелям, а в минувшие два года увенчанное достохвальными подвигами самоотвержения в назидание и укрепление паствы среди ужасов жестокой брани», 26 августа 1856 года, император Александр II ввел архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия  в состав Святейшего Правительствующего Синода.    За доблестное служение Церкви и Отечеству архиепископ Иннокентий был удостоен ряда правительственных наград и поощрений. В их числе ордена св.Александра Невского, св. Владимира 2ст.и св.Анны 1ст. и несколько иностранных. В память о Крымской войне он получил серебряную медаль на Георгиевской ленте и наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте. Иннокентий, архиепископ Херсонесский и Таврический в числе Просветителей изображен на памятнике «Тысячелетия Руси» в Великом Новгороде. О широте  взглядов святителя убедительно свидетельствуют его многочисленные  научные звания. Императорская Академия наук почтили его заслуги принятием в свои члены. Он избран почетным членом четырех духовных академий и трех университетов, членом  ряда Императорских  ученых обществ. Его труды издавались несколько раз в 1871-1874 и 1908 годах.  В 2007 году увидело свет прекрасно изданные шесть томов его сочинений. После окончания войны и заключения 18 марта 1856 года Парижского мира внимание владыки было сосредоточено на  восстановлении церковной жизни в епархии, храмов и монастырских зданий, приведение в порядок  воинских захоронений и устройстве часовен на местах  основных сражений. В стремлении лично ознакомиться с нанесенным краю ущербом и сделать необходимые распоряжения, он в апреле 1857 года  предпринял очередную, последнюю в своей жизни поездку в Крым. Останавливался в местах боев, совершал богослужения в пострадавших от врага городах, приветствуя жителей с окончанием военного лихолетья.. 21 апреля он после ставшей последней литургии, совершил  панихиду на братской могиле защитников Севастополя в Евпатории. В дороге он сильно заболел и вынужден был возвратиться из Крыма. В субботу 11 мая владыка прибыл в Одессу. Две недели он проболел в своих архиерейских покоях. В 5 утра  26 мая (7 июня), в день Святой Троицы на 57 году  член Священного Синода, архиепископ Херсонский и Таврический высокопреосвященный Иннокентий скончался. 27 мая его тело было перемещено в Крестовую церковь при архиерейском доме. В 9 утра 29 мая  по Софийской и Преображенской траурная процессия направилась в Спасо-Преображенский  кафедральный собор. За  гробом, который на руках несли священнослужители, следовали представители высшей власти во главе с  Новороссийским генерал-губернатором графом А.Г.Строгановым. После Божественной литургии и торжественного чина отпевания в присутствии тысяч прихожан  владыка был погребен  у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. На  серой мраморной плите, обнесенной чугунной решеткой, покрашенной под бронзу, золотом надпись: «Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, скончался 26 мая 1857г.». Там  и покоился его прах до того времени, как в 1936 году собор был взорван, а мощи архипастыря спешно перезахоронили на Слободском кладбище. В 1987 году мощи  были с почестями перезахоронены на кладбище  Свято-Успенского мужского монастыря. Через 10 лет 11 июня 1997 года постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви, святитель Иннокентий был прославлен в лике святых Одесской епархии. Тогда же его нетленные мощи были перенесены в Свято Успенский кафедральный собор для всеобщего поклонения.  7 июня 2007 года святые мощи Святителя Иннокентия торжественно многотысячным Крестным ходом перенесли в возрожденный Спасо-Преображенский кафедральный собор под своды нижнего храма, освященного в его честь,  и положены в новую раку, изготовленную лучшими мастерами. 1 сентября 2013 года в Одессе у Спасо-Преображенского собора был торжественно открыт памятник  выдающемуся богослову и проповеднику архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию. Его освятил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. На памятнике написано: «Святителю Иннокентию Одесскому. Гражданину и патриоту святой Руси от благодарных одесситов».




Виктор Головань

Comments

Февраль 2018

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com