Виктор Головань (vigolovan) wrote,
Виктор Головань
vigolovan

Categories:

ОДЕССА В ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ часть2

1 июня 1928 года на Ближних Мельницах на тихой улочке, носящей имя Герцена в доме №5,  родился будущий летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Почетный гражданин города-героя Одессы Георгий Тимофеевич Добровольский. Воспитывал его одна мать, отдавшая сыну всю нежность и ласку. С детства Жора, как его всегда называли, был влюблен в свой город, в его кипучую жизнь, в порт. Как и большинство одесских мальчишек,  мечтал стать капитаном океанского корабля и бороздить необъятные  морские просторы. Но все изменила война.


Первые ее дни врезались в память затемнением, погрузившим улицы города в густой мрак южных ночей, налетами вражеских бомбардировщиков, разрывами бомб и пулеметными трассами, дежурством на крышах домов и борьбой с зажигалками, устройством оборонительных сооружений на подступах и в самом городе. А потом была оккупация: облавы на улицах и виселицы; черные клубы дым и зловещий запах горелого человеческого тела, доносившийся с Пороховых складов по Люстдорфской дороге, куда фашисты согнали тысячи мирных жителей и подожгли. Лютая ненависть к захватчикам и искреннее желание вредить врагу и по мере сил уничтожать его, привели к решению убить эсэсовского офицера в День Красной Армии 23 февраля 1944 года. Попытка не удалась, но по решению суда Жора  в связи с несовершеннолетием вместо расстрела был приговорен к 23 годам каторжных работ. Спас побег. Трудный первый год после освобождения города заставил думать о ремесленном училище, где учились многие его сверстники. Но оказался   в открывшейся спецшколе ВВС. Понравилось там сразу - «как говорится, любовь с первого взгляда»,  - признался он.  Именно  там созрело твердое решение стать летчиком-истребителем,  напрочь вытеснив мечты о капитанском мостике. После учебы в  знаменитом Чугуевском военно-авиационном училище, лейтенант Георгий Добровольский начал службу в одном из авиаполков Одесского военного округа. Потом он будет навечно зачислен в его списки. Во время службы в Группе Советских войск в Германии постоянно приезжал в Одессу к матери. Женился на своей сводной сестре Людмиле - студентке нашего университета. В канун Нового 1971 года  майор Георгий Константинович   Добровольский во время подготовки к полету в космос последний раз побывал в Одессе, Перевез мать в новую квартиру. Наконец 6 июня 1971 года    осуществилась  давнишняя мечта. В 7.55  стартовал корабль «Союз-11» под командованием Г.Т.Добровольского. Космос поразил Георгия своей необъятной многокрасочной громадой. Экипаж корабля успешно выполнил более ста практических задач из различных областей. Среди многочисленных поздравлений, полученных  Георгием Тимофеевичем на борту корабля – от коллектива школы, где он учился,  друзей по Одесской спецшколе и службе. И еще одна телеграмма: «Одессит в космосе. Одесситы счастливы. Леонид Утесов». Завершив плановые задания, экипаж на спускаемом аппарате приближался к Земле. И вдруг…  Правительственное сообщение  с глубоким прискорбием известило, что 30 июня 1971 года после завершения программы полета на первой пилотируемой станции «Салют», при возвращении на Землю, погибли отважные космонавты: подполковник Георгий Тимофеевич Добровольский, бортинженер Герой Советского Союза Владимир Николаевич Волков и инженер-испытатель Виктор Иванович Пацаев. 

    В своем последнем интервью из космоса Георгий Тимофеевич,  шутя, заметил: «Одесса нас не забудет». И действительно, одесситы чтут память о своем земляке. Еще во время его полета 22 июня 1971 года состоялось решение о присвоении Георгию Тимофеевичу Добровольскому звания Почетного гражданина  города-героя Одессы, Он навечно зачислен в списки авиаполка Одесского военного округа, в котором проходил службу.  Его именем названа школа № 10, где помещалась спецшкола ВВС, в которой учился будущий космонавт. Там, 12 апреля 1972 года был создан музей памяти  космонавта Г.Т.Добровольского и установлена мемориальная доска. Один из проспектов новостройки в Суворовском районе назван его именем. У кинотеатра «Звездный» в 1979 году был открыт памятник  работы скульптора И.Бродского, архитектора И.Покровского. «Летчик-космонавт Герой Советского Союза Добровольский Георгий Тимофеевич»,- написано на памятнике.  На доме, где родился и школе, где учился Г.Т.Добровольский, также установлены мемориальные  доски.

 

      Летом 1949 года Одесса обогатилась еще одним замечательным человеком. Это был будущий космонавт № 17 Герой Советского Союза, Почетный гражданин города-героя Одессы, генерал-лейтенант авиации Георгий Степанович Шонин. Продержавшись в тяжелые послевоенные годы до окончания семилетки,  приехал поступать в Одесскую спецшколу ВВС 14-летний «богатырь», ростом в 141 см. и весом 39 кг. Жора Шонин. Поразил полюбившийся навсегда город, его «приветливые люди, богатые и своеобразные традиции, плюс пятнадцать лет отроду – все вместе делало жизнь счастливой и полной, несмотря на то, что ремешок  был затянут на самую последнюю дырочку», - вспоминал Георгий Степанович впоследствии. Учеба, участие в художественной самодеятельности школы, знакомство с городом скрашивали все трудности и сложности новой жизни. Товарищи по службе и отряду космонавтом всегда признавали в нем одессита. В сатирической газете, посвященной его полету в космос, которая называлась «Великолепная семерка», друзья изобразили Жору в тельняшке и  невероятных размеров  морской фуражке. Под портретом надпись, прямо говорящая о его одесском  происхождении:

                                «Шоб я так жил,

                                Наш Жора стал «Антеем»!

                                За космос он с пеленочек мечтал.

                                Мы вам сказать немножечко имеем,

                                Шо мальчик –лекс,

                                Герой! Шоб я пропал!

 

    Свой очередной отпуск Г.С.Шонин обычно проводил в Одессе, городе, где поучил путевку в небо. Именно в Одессе его «надоумили» сесть за письменный стол и написать о событиях, участником которых он был, о людях, с которыми вместе служил, об отряде космонавтов. «Повесть сама выплеснулась из моей души на бумагу», - скажет потом Георгий Степанович. В 1976 году книга «Самые первые», посвященная «друзьям, погибшим на трудных дорогах космоса, увидела свет. В следующем году книга была удостоена  первой премии ЦК ВЛКСМ им. Н.Островского. 

     В 1979 году судьба вновь и надолго свела Георгия Степановича с любимой Одессой. Он был назначен  сначала заместителем командующего 5 воздушной армией, а в 1983 года заместитель командующего ВВС Одесского военного округа. Здесь, кроме служебных обязанностей, он ведет большую общественную работу -  встречается с  воинами округа, трудящимися, молодежью, особое внимание, обращая на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Здесь у него родился сын, в память о космическом полете названный Антеем. С февраля 1983 года работая в Москве, он часто приезжал в Одессу – город своей незабываемой юности, город первой любви, Собирался приехать и на Юморину 1 апреля 1997 года, но не смог. А через неделю, 7 апреля от острой сердечной недостаточности он скончался.

    В1990 году  с Одессой связала свою судьбу семья космонавтов - отца и сына Скворцовых. А.А.Скворцов-старший  уже на пенсии и продолжает жить в нашем городе.  А.А.Скворцов-младший продолжает дело отца в России. Во время его полета в 2010 году на корабле «Союз-ТМА-18», продолжавшегося 177 суток, в космосе побывали и вернулись на Землю символы Одесщины – Герб города и вымпел области. Акция была приурочена к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и посвящена,  по мнению командира корабля, «всем, кто жил, живет и будет жить в Одессе».

    С нашим городом связана судьба специалиста по дальней космической связи, выпускника Одесского института инженеров связи 1932 года,  ветерана космических войск, лауреата Ленинской премии, доктора технических наук, полковника Амоса Александровича Большого. Он возглавлял Научно координационно-вычислительную  часть, Главную оперативную группу управления при работах по ряду космических программ. 

 

     Одесса и одесситы  внесли достойный вклад в развитие космонавтики. Благодаря аппаратуре, разработанной в нашем городе, были совершены многие открытия. Так, еще в 1973 году специалисты НИИ телевизионной техники изготовили первую в мире цифровую телевизионную аппаратуру. Они же изготовили специальную аппаратуру для полета первого японского космонавта. В Одессе разрабатывалась аппаратура для самоходных станций «Марс-4» и «Марс-5», станций, исследовавших Венеру. Одесситы  участвовали в  организации  и работе плавучего телеметрического комплекса,  проведении измерений в акватории Мирового океана, были на запусках космических аппаратов и автоматических межпланетных станций. Именно этим  и другим целям обеспечения космических программ, служил Морской космический флот,  корабли которого базировались и в Одессе.  В короткий срок до весны 1960 года,  были решены вопросы аренды судов ЧМП «Краснодар» и  «Ворошилов». Специально переоборудованные,  они встали у причалов Одесского морского торгового порта. Так были заложены основы флотилии научно-исследовательских судов, работающих на космическую отрасль.  1968 году вошли в строй еще два корабельных измерительных комплекса - «Академик Сергей Королев» и уникальный «Космонавт Юрий Гагарин», прибывший в августе 1971 года в Одессу-порт постоянной приписки. На них этих и других кораблях многие годы трудились тысячи одесситов, внесших достойный вклад в развитие отечественной космонавтики. В 1979 году Морской космический флот состоял из 11  специализированных кораблей. Все они были оснащены современной аппаратурой. Корабли флота непосредственно участвовали в управлении полетами всех советских космических станций, проведении стыковок и расстыковок космических кораблей. Они принимали участие в проведении и многих сложных научных экспериментов.  Без них не обходился ни один старт с промежуточных  орбит в сторону планет Солнечной системы, ни одна посадка пилотируемых кораблей. «Космонавт Юрий Гагарин» за 20 лет работы  с 1971 по 1991 годы, выполнил 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане, обеспечивая управление полетами искусственных спутников Земли, пилотируемых  космических аппаратов  и автоматических межпланетных станций.     

    К сожалению, Одесса имела непосредственное отношение и к закату морского космического флота. К 1996 году ЧМП оказалось неспособным содержать суда и платить зарплату экипажам. Так произошло и на «Гагарине». Подменная команда, чтобы выжить меняла на продукты все пригодное для наземного использования: снятые приборы, кабели и даже двери. После нашествия мародеров не могли найти концов многих экспонатов судовой  библиотеки, музея с подарками космонавтов и портретом Ю.А.Гагарина, подаренной матерью первого космонавта. Уже в 1996 году, не используемые по прямому назначению бесхозные корабли «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин» годились только на металлолом. Первым был продан «Королев» под именем «ОРОЛ»,  а следом и «Гагарин» по 170 долларов за тонну. В свой последний рейс в июле 1996 года  из Одессы к месту утилизации, индийский порт Аланг, корабль, чтоб не было стыдно, шел под названием «АГАР» с закрашенными остальными буквами гордого имени «Гагарин».

     Существует в Одессе и поныне Клуб ветеранов МКФ, возглавляемый Б.И.Гордеевым. В его рядах и моряки-ветераны экипажей НИСов «Академик Сергей Королев». Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров». Знаменательно, что у моряков космического флота существует свой гимн. Совет   проводит большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, созданию новых памятных  музейных уголков космонавтики. Так, например, как это сделано в конце 2010 года в школе №78 на улице Королева. На встрече ветеранов космонавтики со школьниками, на которой присутствовал космонавт А.А.Скворцов (старший), звучали воспоминания о незабываемых годах  работы по обеспечению выполнения сложных космических программ.     

 

       «Крестным отцом» музея «Одесские страницы   в истории космонавтики», созданного на базе собранной воспитанниками Областной станции юных техников,  был основоположник отечественного ракетного двигателестроения академик В.П.Глушко. Именно с ним согласовывались все проекты его организации. Именно он обеспечил поступление в музей первых экспонатов, начиная с макетов двигателей, личных вещей самого Валентина Петровича и космонавтов, уникальной книги с автографами космонавтов. Музей был открыт 17 мая 1987 года в помещении Областного гуманитарного центра внешкольного образования и воспитания в самом центре города на ул.Троицкой,37-а.  Возглавил музей бывший воспитанник Одесской спецшколы ВВС, полковник в отставке, ветеран Байконура Д.М.Белиловский.  В музее были представлены разделы, посвященные выдающимся деятелям в области освоения космоса, которые жили и работали в нашем городе. Там экспонировались не только макеты ракетно-космической техники, выполненные юными техниками Одессы,  но и образцы,  и макеты ракетных двигателей, набор космического питания. Экспозиции музея постоянно пополнялись. Так, ко Дню космонавтики в 2008 году был открыт новый стенд, посвященный морским кораблям космической службы «Академик Королев», « Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров», приписанные к одесскому порту. Частыми гостями музея были космонавт Леонид Каденюк и сын академика В.П.Глушко Александр. 

    К огромному сожалению, в ночь с 17 на 18 июня 2010 года в здании произошел пожар.  Были уничтожены многие экспонаты, в том числе  уникальная книга В.П.Глушко с автографами советских космонавтов.  Погибли и личные вещи: шарфик С.П.Королева, его бритва, фотографии, подаренные его семьей; китель, фуражка и ремень космонавта Г.Шонина.  По словам директора музея И.Яровенчук «от всей экспозиции остался 20 сантиметровый слой пепла».  Спасти удалось лишь немногое. Обидно, что и после пожара вместе с памятником архитектуры продолжало гибнуть то, что не было уничтожено огнем. Выделенных на ремонт средств катастрофически не хватало. Но осталась надежда на возрождение музея.

   В юбилейные дни появилась надежда и  на  перспективное развитие сотрудничества Украины и России в ракетно-космической сфере. Оно опирается на  «колоссальный потенциал», созданный ранее нашими странами и может вылиться в разработанную стратегию совместного космического сотрудничества.   

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments