Виктор Головань (vigolovan) wrote,
Виктор Головань
vigolovan

Category:

НАГРАДЫ ОДЕССКИМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ

   Просматривая очередной раз одесские газеты периода Крымской войны, в «Одесском вестнике» за 14 июля 1855 года обнаружил интересную информацию о  «Всемилостивейшем награждении»  за службу священнослужителей нашего города «по духовному, военному и гражданскому ведомствам». Отмечены  два вида отличия: -  «наперсные кресты от Синода выдаваемые» и «наперсные кресты, украшенные драгоценными камнями из Кабинета Его Императорского Величества».

 
   Это заставило разобраться в системе награждения православного духовенства. Заслуги священнослужителей русской православной церкви поощрялись разнообразными наградами. Одной из них был НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ («на груди, на персях носимый»). Как знак отличия он был установлен императором Павлом 1 в 1797 году.  В именном указе Святейшему Синоду от 18 декабря говорилось: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее… с тем, однако ж, что сии отличные почести не иначе, как по воле или утверждению нашему даваемы будут». С 1820 года золотой  наперсный крест  жаловался из Кабинета Его Величества.  

«Кто поднимет упадающий дух воина?   - Священник.
Кто Святым Крестом изгоняет страх из сердца и вливает как бы новую  в него силу? - Священник.
Кто, наконец, успокаивает взволнованную душу смертельно раненого, кто облегчает ему переход в загробную жизнь, кто благодатным таинством услаждает и делает блаженными его последние минуты? – Все тот же священник».

В героической истории Крымской войны, обороне Севастополя и защите Одессы, заметный след оставили лучшие представители православного духовенства. Мы уже писали о тех, кто  в те годы принимал активное участие в боевых действиях, кто явил многочисленные примеры патриотизма и беззаветного служения Отечеству. Особо мы отметили роль архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Это он вдохновлял одесситов во время обстрела города англо-французской эскадрой в памятные апрельские дни 1854, это он напутствовал русские войска, направлявшиеся из Одессы в район боевых действий, это он разделял в осажденном Севастополе с его защитниками все тяготы борьбы  с врагом, это он утешал умирающих в госпиталях Одессы и Севастополя.
      Сегодня мы хотим назвать имена «духовных лиц Херсонской епархии, удостоенных Святейшим правительствующим Синодом Всемилостивейших наград в 16 день апреля 1855 года». Наперсными Крестами,  «от Синода выдаваемыми»  были награждены:
- Состоящий при Одесском батальоне карантинной стражи протоиерей Федор Самборский.
- Одесской Крестовой архиерейской церкви иеромонах Феопемит.
- Исправляющая должность настоятельницы Одесского женского Архангело-Михайловского монастыря благочинная монахиня Тавива.
- Архангело-Михайловской церкви при женском монастыре священник Иоанн Соловьев.
- Единоверческой Успенской церкви священник Александр Силин.
- Покровской церкви священник Андрей Логиновский.
- Сретенской церкви священник Георгий Бощановский.
- Кладбищенской Воскресенской церкви священник Никифор Опойченко.
- Казанской церкви священник Фока Левицкий.
- Единоверческой Покровской церкви священник Василий Диаковский.
       Наперсными Крестами, украшенными драгоценными камнями из кабинета Его Императорского Величества награждены:
- Благочинный Одесского Преображенского кафедрального собора протоиерей Михаил Жуковский. С многолетней деятельностью "благочинного "градских церквей" протоиерея  Михаила Жуковского связано в Одессе строительство ряда церквей. Он был первым членом комиссии по постройке в 1847 году колокольни кладбищенского  храма Всех Святых.. Так, после осмотра церкви во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих" при богадельне Скорбящих Сестер, построенной известными меценатами А.С. Стурдзой и князем Е.Гагариным, он докладывал: "нашел, что поставленный на месте иконостас сооружен благолепно, иконы местныя и другия написаны изрядно.  Церковь снабжена серебряными сосудами, ризами,Богослужебными книгами и прочею утварью достаточно, и совершенно готова к освящению, для чего потребен Святый Антиминс. В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября 1850 года, церковь была освящена.  Протоиерей Михаил Жуковский много сделал для распространения в Одессе православия и перехода иноверцев в русскую православную веру. Особа его роль в решении этой задачи в воинских частях ., дислоцировавшихся в городе. Об этом достаточно убедительно свидетельствуют документы из архива Херсонской Духовной консистории, в частности, два его рапорта от14 мая и 17 декабря 1835 года для отчета перед начальством.
- Законоучитель в Одесской 1 гимназии священник Алексей Соловьев.
- Законоучитель в Одесской 2 гимназии священник Михаил Диевский.
        Манифестом императора Александра II от 26 августа 1856 года одновременно с  бронзовой медалью был учрежден наперсный крест «В память войны 1853-1856 гг.». Им награждалось все российское православное духовенство. Рисунок четырехконечного креста  с расширенными концами был утвержден лично императором. На лицевой стороне 
 В середине креста, в сиянии лучей, изображена лицевая сторона медали в память этой войны – соединенные вензеля Николая I и Александра II под императорской короной. Вверху «всевидящее око» с  исходящими лучами. Внизу, под вензелями даты: «1853-1854-1855-1856». В середине креста на оборотной стороне в сиянии лучей оборотная сторона медали в память войны 1853-1856 годов с надписью: «НА ТЯ / ГОСПОДИ УПОВАХОМЪ, ДА/ НЕ ПОСТЫДИМСЯ / ВО ВЕКИ»

  
       
Изготовлялись кресты на  Санкт-Петербургском монетном дворе из темной бронзы. Носили их на груди на Владимирской ленте.  Интересно, что по закону духовенство при совершении богослужения не имели право носить светские знаки отличия. Исключение составляли знаки ордена св. Георгия, наперсные кресты на Георгиевской ленте, жалуемых за военное время и крестов, пожалованных в память войны 1853-1856 годов.
     Особой наградой для военного духовенства за боевые подвиги с опасностью для жизни  служил золотой  наперсный крест на Георгиевской ленте, вручаемый лично императором.  Он стал второй Георгиевской наградой России. Георгиевский наперсный крест был не только очень почетной,  но и относительно редкой боевой наградой. Достаточно сказать, что с момента учреждения и до русско-японской войны 1904-1905 годов, их получили всего 111 священников.  Одним из первых золотой Георгиевский крест получил священник Полоцкого пехотного полка Трофим Куцинский. Он поднял солдат в атаку после гибели командира  и с крестом в руке повел их на  штурм Измаила в 1790 году.
    После изгнания Наполеона  император Александр I удостоил этой  награды священника Кавалергардского полка Михаила Гратинского, сделав его своим духовником. Участник Бородинского сражения, он по духовным делам задержался в Москве и оказался в захваченной врагом столице. Там продолжал доступными средствами бороться с врагом. Выполняя свой пастырский долг, он почти ежедневно проводил  молебны  в уцелевших московских церквях о даровании «победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага».   Награжден золотым Георгиевским наперсным крестом священник крейсера «Варяг» Михаил Руднев. Во время боя он бесстрашно ходил по залитой кровью палубе, воодушевляя сражающихся с врагом, оказывая помощь раненым, напутствуя умирающих. 
   В Отечественную войну 1812 года священник 19 егерского полка Василий Васильковский, в бою под Малоярославцем,  стоя под вражеским обстрелом с крестом в руках воодушевлял идущих в атаку солдат. За этот подвиг он стал первым среди русского духовенства, получившим  военный орден св.Георгия 4ст.  
   В годы русско-турецкой войны 1827-1828 годов священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский стал вторым кавалером орденом св.Георгия 4ст. за подвиг при  форсировании Дуная  штурме города Рахова. Третьим Георгиевским кавалером стал отец Иоанн, священник Могилевского пехотного полка. В ходе кровопролитного боя при форсировании Дуная и штурме турецкой крепости, когда под огнем вражеской артиллерии солдаты дрогнули, отец Иоанн Пятибоков с крестом в руке и призывом «С нами Бог! Родимые, не посрамим себя», повел их на врага. Турецкие укрепления были взяты. Одним из первых на них взошел  отец Иоанн, дважды контуженный в бою. На торжествах, посвященных 100-летию учреждения высшей военной награды России – ордена св. Георгия, он привлек внимание двумя Георгиевским наградами, украшавшими его рясу – орденом и  золотым наперсным крестом. Он был удостоен личной беседы с императором Александром II. 
    Единственным из военных священников, награжденных орденом св.Георгия 4ст. в Крымской войне, стал священник 45 флотского экипажа отец Иоаникий. Воодушевляя солдат, он несколько раз водил их в атаку, участвовал в рукопашной схватке с врагом. Несмотря на контузию не оставил поле боя. Священник Камчатского егерского полка Евгений Федюшин за мужество и героизм при обороне Севастополя с декабря 1854 до последнего дня, награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. 
  
 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments