Виктор Головань (vigolovan) wrote,
Виктор Головань
vigolovan

Categories:

НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА В ОДЕССЕ. ДАВНО, ОЧЕНЬ ДАВНО И ВПЕРВЫЕ.

Новый год – это два магических слова, за которыми для каждого из нас скрывается столько светлых надежд и сладких ожиданий! Объясняется это и тем, что люди по старому, доброму и милому обычаю шлют в этот день друг другу массу хороших пожеланий, что от одних только этих приятных слов становится радостно на душе.
Начало традиции отмечать Новый год ушло так далеко в века, что она кажется вечной. За многие века на Руси Новый год неоднократно менял положение. До XV века его отмечали 1 марта - в день появления новой луны в период весеннего равноденствия, пробуждения к жизни природы и ожидания нового урожая. Потом, чуть более 200 лет - 1 сентября, когда Иоанн III в 1492 году указом сдвинул на этот день наступление Нового года. Именно с тех далеких времен конца XVI века известны первые документальные подтверждения его празднования как «ПЕРВОГО ДНЯ ВО ГОДУ».


Указ Петра I от 20 декабря 1699 года предписывал «по примеру всех христианских народов» вести летоисчисление от Рождества Христова. Так 1 января 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Елки и Новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах также по воле Петра. Указ требовал «после должного благодарения Богу … учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» и сохранять их до 7 января. В первый же день января «в знак веселия друг друга поздравлять с Новым годом», «знаменитым людям, каждому на своем дворе … учинить трижды стрельбу». Целую неделю следовало «по ночам огни зажигать из дров и хворосту, или соломы». Традиция веселой встречи Нового года сохранилась на многие годы, но проводилась далеко не с прежним размахом. Для большинства же населения России этот день остался одним из веселых зимних Святок, или Святых 12 дней с 25 декабря до по 6 января (от Рождества до Крещения). Этот праздник с елкой, ее украшением и хороводом, карнавалом, проделками ряженых, катанием на санях и фейерверком, полюбился народу нашей страны и хорошо вписался в ритуал встречи Нового года, празднование которого стало носить не церковный, а светский характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в Российском календаре.
Европейская традиция устанавливать Рождественскую елку в России связана с императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая I. В 1819 году елку установили в царском дворце, а 7 января 1852 года в большом зале Екатерининского (ныне Московского) вокзала Санкт-Петербурга впервые была наряжена Рождественская елка. На ней красовались украшения, игрушки, сладости, фрукты, свечи. Верхушку украшала Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей. Организовывали их различные благотворители и организации. Многие дамы из дворянских фамилий давали на это деньги, сами шили для детей одежду, покупали игрушки и конфеты. Деньги, собранные за билеты и на проводимых там лотереях, шли в пользу бедных.
Одесса же, как это часто бывало в истории, и здесь оказалась «впереди планеты всей». Первая елка в городе появилась на Рождество 1814 года. Устроена она была метрессой императора Александра I княгиней Марией Антоновной Нарышкиной для своей 6-летней дочери Софии в доме графини Потоцкой. Там по поручению императора для них было устроено помещение, а в парадном зале второго этажа установлена усеянная украшениями и подарками, высокая, стройная, ветвистая, неувядающая ель. Привезена она из Умани графом Ф. Потоцким в подарок к Рождеству маленькой княжне. Подарков было множество: и корзина живых цветов, и традиционные куклы, и игрушки, и «роскошный белый кролик, выбивавший своими лапками дробь на тамбурине», и в клетке поющая «синяя птичка-колибри», и «маленькие золотые часы» от императора Александра I. Но особо понравился девочке подарок матери – выписанный из Вены настоящий клавесин. Вокруг блистающей тысячами огней елки кружились в хороводе под звуки оркестра из итальянской оперы не только радостные дети, но и дамы, и сановные мужи во главе с «градоправителем Одессы стройным и изящным Ришелье». В дубовой столовой был «роскошно сервирован ужин».
Обычай дарить на Новый год подарки, устраивать праздничный стол, сопровождает человечество с тех давних пор, по сей день. Естественно, что этим не могли не воспользоваться в коммерческих целях производители различных товаров. Показательно, например, что в канун нового ХХ века в России появилось французское шампанское «Конец века» и «Новый век». Московская парфюмерная фабрика А.Остроумова предложила покупателям набор под названием «Новый век»: духи, пудру, мыло и одеколон. Об этом же со всей убедительность свидетельствует памятная всем одесская реклама. Сто лет назад перед Новым 1912 годом «великолепный 3-х этажный магазин заграничных товаров братьев Петрококино» прельщал посетителей елочными украшениями, свечами, игрушками. К праздничному столу одесситам предлагали «изысканный коньяк Мартель, французский ликер Кюрасо, знаменитое шампанское Луи Редерера, бессарабские, крымские, кавказские вина», непременные «спутницы доброго вина - гаванские сигары», и, конечно, фрукты, фрукты. Свои товары рекламировали «Мясная лавка Пефани», «Бакалейная и колониальная торговля Мавроматис» на Греческой улице. В предвидении массовых мероприятий, как например, традиционного «Большого бала в Биржевой зале», предлагалась «праздничная обувь», «грандиозно дешевая продажа» шуб и манто из различных натуральных мехов, «вечерние туалеты». Всемирно известная фирма «Карл Фаберже», имевшая в Одессе свое отделение, предлагала разнообразные ювелирные изделия. В те предпраздничные дни свои услуги предлагали особо востребованные многочисленные парикмахерские, портняжные мастерские. И все это с праздничной скидкой до 30 процентов.
Одесситы всегда славились не только обильным и вкусным праздничным семейным столом, умением веселиться у Новогодней елки, но и живым участием в общезначимых общественных мероприятиях, часто носивших благотворительный характер. Не случайно, поэтому широкое распространение получает устройство «благотворительных елок». Известно, например, о бале – маскараде, проведенном 31 декабря 1861 года в пользу Александровского детского приюта; «Большом бале в Биржевом зале», прошедшем по подписке также 150 лет назад в пользу Дома призрения сирот и Комитета помощи бедным. Среди дам-распорядителей бала и его директоров были известные в Одессе общественные деятели: графиня А.П.Алопеус, стараниями которой для Александровского сиротского приюта, в котором призревалось 100 детей, в 1862 году был приобретен дом; городской голова Г.Г.Маразли; командир 34 пехотной дивизии, дислоцировавшейся в Одессе, генерал А.А.Шостак и др. В Большом актовом зале Ришельевского лицея в те дни был проведен ряд концертов симфонического оркестра, «с целью доставить одесской публике возможность слышать классические произведения великих композиторов Мендельсона, Моцарта, Бетховена». В пятницу 29 декабря «в Большом театре дан спектакль в пользу Одесского женского благотворительного общества», собрано свыше 800 рублей серебром.
В последние дни уходящего 1911 года Одесские газеты пестрели объявлениями о предстоящих в Новом 1912 году традиционных благотворительных Новогодних мероприятиях. Проводились они под эгидой жены недавно прибывшего в Одессу нового градоначальника Л.С.Сосновской, возглавившей общество помощи бедным. 26 и 27 декабря 1911 года в одном из красивейших зданий города в зале Новой биржи была устроена Новогодняя елка с двухдневной лотереей - алегри. Прием пожертвований проводился на квартире градоначальника в Куликовском переулке. Показательно, что и вещей, пожертвованных разными лицами, было больше, чем в прошлом году, а пожертвования на елку составили более 4 тысяч рублей. Вдовствующая императрица Мария Федоровна прислала в дар городскому Обществу помощи бедным царскую вазу, предназначенную для розыгрыша в лотерее. В одном из объявлений к горожанам обратился лично градоначальник, приглашая принять участие в субботу 31 декабря в «традиционном бале - маскараде», доход от которого полностью поступит в пользу городского попечительства детских приютов. Билеты можно было приобрести заблаговременно не только в канцелярии градоначальника, но и в наиболее посещаемых магазинах и кондитерских Фанкони и Робина, а также при входе. Стоили они: для дам-2 рубля 50 копеек, для мужчин -3.50, для офицеров и студентов по 1 рублю. В предновогоднюю ночь в залах Новой купеческой биржи гремел оркестр 13 стрелкового полка под управлением капельмейстера Гончарова, кружились пары танцующих, « не преминувших оказать свое содействие увеличению средств на содержание призреваемых в детских приютах сирот», - отметила газета «Одесские новости». Привлек много публики и Новогодний концерт-бал в пользу Общества попечения о бедных бесприютных еврейских детях. 3 и 7 января в театре Сибирякова состоялись «грандиозные балы «Крокодила» под девизом «Ничего не бояться, и ничему не удивляться», на которых играли 12 оркестров. Собранные средства пошли в пользу театрального общества и пенсионного фонда. Новогодний праздник всегда был в поле пристального внимания и многочисленных разговоров у воспитанников и воспитателей Одесского кадетского корпуса. Центром праздничных развлечений была традиционная елка. Устраивалась она в Большом верхнем зале, предназначенном для официальных приемов, парадных вечеров и других торжеств. Достопримечательностью зала была коллекция портретов царствующих особ Дома Романовых, собранная и подаренная в январе 1903 года корпусу Е.П.Демидовой княгиней Сан-Донато. Многие из портретов были очень редкими и принадлежали перу известных художников. Все они были заключены в дорогие золоченые рамы и представляли выдающееся по художественной ценности украшение корпуса, утраченное в годы лихолетья. Ко дню Новогодней елки 1912 года огромный портретный зал буквально преобразился, приобретя сказочный вид. В глубине его, среди елей и сосен открывался живописный зимний пейзаж - уходящая вдаль снежная равнина, деревенские избы, засыпанные снегом, по глубокому снегу вьется снежная дорога. Среди сосен чучело огромного медведя с огромным подносом с конфетами в лапах. В декоративных избах расставлены прохладительные напитки, фрукты, сладости, подарки для кадет и приглашенных детей. Между избами, ближе к центру зала высится великолепная пятиметровая чудо-елка, увешанная игрушками, изготовленными самими кадетами. В одном из свободных углов бьет ключом веселье – кадеты и приглашенные дети взапуски катаются на ковриках с деревянной горки. К девяти вечера картина в зале меняется. Младшие кадеты уходят на отдых, а старшие кадеты и гости-барышни без устали, с неподдельным увлечением танцевали вокруг елки и веселились до 11 вечера. Существенным дополнением к Новогодней елке были кадетские самодеятельные спектакли, концерты, устраиваемые в корпусе. И на всех эти мероприятиях звучала популярная детская песенка «В лесу родилась елочка», написанная Л.Бекманом на слова Р.Кудашевой.
Одесских обывателей, особенно посетителей дешевых кинотеатров, порадовал в первые дни Нового 1912 года М.Гроссман, выпустивший в прокат свою первую игровую киноленту «Одесские катакомбы». Успех этого полнометражного фильма был просто невероятный, он вытеснил с экранов местных кинотеатров всю привозную продукцию. Немаловажную роль в этом сыграло то обстоятельство, что его действие разворачивалось в родном городе. В 1912 году Одессе «появился» Леонид Утесов, когда начинающего артиста пригласил в наш комедийно-фарсовый театр В.Скавронский, предложивший взять этот псевдоним, сыгравший огромную роль в судьбе молодого артиста. С ним он прошел долгую плодотворную жизнь, завоевав симпатии многих поколений нашей страны.
Интересны пожелания своим землякам на Новый 1912 год известных одесситов. Так, депутат Государственной думы А.Е. Бродский отметил, что «последние годы, к несчастью, научили нас быть скромными в своих пожеланиях и чаяниях. Я желаю, чтобы в наступающем году каждый завтрашний день не был хуже вчерашнего». Владелец банкирского дома З.Е.Ашкенази, советовал «меньше ожидать от Нового года, тогда будет меньше разочарований». Д.И.Басманов – антрепренер театра Сибирякова хотел, «чтобы Новый год принес чувство собственного удовлетворения в области любимого дела». «Пусть воссияет «Свет разума», пусть светит «Солнце правды», да будет радостна весна в сердцах»,- пожелал землякам заведующий Статистическим бюро при городской управе А.С.Бориневич. Артист русской драмы И.Ф.Булатов захотел, чтобы «спящая красавица» Одесса стряхнула с себя свою спячку и в ее молодом, прекрасном теле, забилось, наконец, сердце молодой орлицы, а не пуганой вороны». А.А.Богомолец – выпускник Новороссийского университета, профессор, пожелал, «чтобы хоть в 1912 году стало понятным, каков и когда будет конец тому путаному и страшному, что переживает наша Родина уже много лет». Не правда ли, пожелания актуальны и сегодня. Наконец, А.А.Анатра – основатель Одесского аэроклуба пожелал «дальнейшего развития воздухоплавания не только для непосредственных нужд человека, но и для целей высшего характера – для сближения народов, для ослабления силы и значения территориальных границ и, наконец, для устранения всякой возможности воевать». Хорошо, что многое из его пожеланий за прошедшие сто лет люди смогли осуществить. К сожалению, избежать войн не удалось. Начавшаяся летом 1914 года Мировая война наложила заметный отпечаток на всю жизнь страны, в том числе и на традицию отмечать Новый год с елкой.
В связи с этим одесские кадеты весьма своеобразно встречали Новый 1915 год. Елку, руководство, опьяненное угаром «патриотизма», решило не ставить. Посчитали, что елка, украшенная игрушками, сладостями и свечами – это немецкий обычай. А следовать их традициям во время войны с ними негоже. Отмечать решили праздник «Вифлеемской звезды». Более того, вскоре последовало запрещение елки св.Синодом. Так в годы войны зримо столкнулась многовековая традиция праздновать наступление Нового года с елкой и растущие «антиелочные» настроения, доходившие до запретных мер, подогреваемых в печати. Правда, существенных результатов эти акции не принесли. Елка прочно укоренилась на русской земле. Большевики после захвата власти первое время не посягали на елку. Более того, уже при новой власти 31 декабря 1917 года в актовом зале Михайловского артиллерийского училища в Петрограде была устроена первая общественная елка. А в 1918 году М.Горький выпустил в Петрограде роскошную подарочную книгу для детей «Елка». Елка присутствует не только на семейных торжествах, но и на общественных мероприятиях.
Во время борьбы с «религиозным влиянием на массы» уже в конце 1920-х годов была запрещена и елка, как «поповский» обычай и «буржуазная затея» встречать Новый год. И только в конце 1935 года, после появления в газете «Правда» статьи кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышева, общество еще не забывшее красивый и светлый Новогодний праздник, активно отреагировало на его призыв положить конец неправильному осуждению елки и организовать «к Новому году детям хорошую елку!». И она была проведена в канун 1936 года в первом в Советском Союзе Харьковском Дворце пионеров, открытом в бывшем Дворянском собрании. В это же время в Колонном зале Дома Союзов в Москве по захватывающему сценарию, мастерской игрой актеров прошел Новогодний праздник для детей, на котором впервые в СССР появился главный герой всех елок страны – Дед Мороз. Год спустя в отреставрированном Воронцовском дворце прошла елка в Одесском Дворце пионеров и школьников. «1 января 1937г. Дворец пионеров начинает работу большой елкой»,- сообщила газета «Черноморская коммуна». А для школьников старших классов во время Новогодних каникул там была устроена «специальная елка – маскарад». Так лесная красавица вернулась после долгих лет забвения на Новогодний праздник и навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой сегодняшнего дня.

Виктор Головань
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments